Боец невидимого фронта
Моя статья полугодовой давности. За неимением свеженького по ГП в днявочке, чо уж. При этом, в разработке болтается еще одна статеечка, на сей раз за мадам Помфри - неожиданно нашлось много вкусных подробностей из недоговорок канона, надо бы обмусолить. И да, мама Ро огребла -100500 в карму автоматом за лимонно-желтые мантии целителей Мунго >.<
***
ПредисловиеЖанр северитуса в нашем фандоме непопулярен. Хотя по закоулкам форумов то там, то здесь мелькают воспоминания старожилов о золотом веке северитуса лет шесть-семь назад, сейчас он отошел в тень. Да и в те годы из фейерверка фанфиков на эту тему единственной и признаваемой всеми за эталон работой является переводной макси «Магия крови» - все остальные не дотягивают ни по уровню исполнения, ни по логике развития сюжета.
Тем не менее, реквием северитусу петь еще рано. Жива и здравствует группа вконтакте, то там, то здесь появляются новые фанфики – хотя былого накала страстей вокруг них уже не видать, да и новизны сюжетных ходов ждать не приходится, но в фандоме северитус свою нишу занял прочно. Его относительная популярность зиждется на незакрытых гельштатах поттероманов:
- Поклонники Снейпа обижены на Лили, которая сделала выбор в пользу Джеймса Поттера
- Поклонникам Гарри не дает покоя его канонный образ, трактуемый многими как образ простачка и дурачка. Обычно это исправляется путем изменения характера персонажа или распределением его на другой факультет, чаще Слизерин, но вариант с изменением родства тоже приемлем
- Ненавистники Джеймса Поттера считают отличной местью наставить ему рога
- Любители острых ощущений, видя в канонных отношениях персонажей летящие искры, просто смакуют всевозможные варианты дальнейшего разрешения этих отношений, которых по канону не было.
Особенно, конечно, тут важен последний пункт. Гибель Снейпа оборвала развитие конфликта с Гарри буквально на апогее, оставляя у читателя чувство потерянности, растерянности и некой обиды: ни доругаться, ни объясниться, ни извиниться. Трагичный образ Снейпа как персонажа только обостряет эти переживания, в итоге не одно поколение авторов стремится примирить его с Гарри тем или иным способом, в основном, конечно, через слеш.
Безусловно, слеш и севвитус дают больше маневра для сюжета, тогда как северитус строится по устоявшимся негласным правилам, преодолеть которые часто весьма затруднительно. Их эталонно воплотил фик «Магия крови», хотя, разумеется, далеко не все. Мне, как прожженному северитуснику, обидно смотреть на это, поэтому кроме банального рассмотрения штампов северитуса я попробую дать оценку этим штампам с точки зрения обоснуя для фанфика – увы, большего для любимого жанра я сделать оказалась не в силах. Не хватает таланта написать по-настоящему достойную работу, которая б встала на один уровень с «Магией крови» и дала толчок развитию северитуса дальше, автор я весьма посредственный, и единственное, чем могу действительно гордиться, так это аналитическими способностями чуть выше среднего. Их и задействую.
Следует напомнить, что я не претендую на истину в последней инстанции, поэтому все претензии принимаются с распростертыми объятиями.
Штамп первыйШтамп первый: способ раскрытия тайны родства
Как Гарри должен узнать, что его отец не Джеймс Поттер? В подавляющем количестве северитусов авторы изящно обходят эту проблему, засылая в будущее письмо Лили Поттер. Иногда фигурирует дневник, но суть от этого не изменяется: Лили, чувствуя вину за измену, пишет сыну послание, в котором объясняет ситуацию. Письмо зачаровано так, что оказывается у Гарри на его 15-16-летие, и именно с этого момента начинается история.
Способ хорош своей простотой: автор послания вызывает доверие, он абсолютно точный источник информации и к его словам Гарри однозначно прислушается. Кроме того, помимо Лили о ее маленькой тайне никто не может знать, и если бы не письмо, Гарри так бы и остался в блаженном неведении, а северитуса б не получилось.
Однако авторы часто забывают, что письмо в будущее – это отчаянный шаг, на который Лили могла решиться только в том случае, если знала, что погибнет. Однако в большинстве посланий нет ощущения предчувствия скорой смерти, Лили упирает на чувство вины и неспособность сказать сыну в лицо, кто же его отец на самом деле. Встают закономерные вопросы:
- Если Лили не знает, что погибнет, нет даже предчувствия, то почему она вообще решает так поступить? С ее точки зрения через пятнадцать лет она будет жива и здорова, а к тому времени набраться храбрости вполне возможно. Учитывая, что Поттеры укрывались за Фиделиусом – мнение оправдано, ведь о предательстве Петтигрю никому неизвестно.
- Если отдельно не оговорено, что внешность Гарри начнет изменяться, зачем вообще говорить ему правду? Лили известно, что Снейп – Пожиратель, так не лучше ли оставить ребенка в счастливом неведении и не портить ему жизнь тяжелым знанием об отце-убийце?
- Почему Лили старательно обходит вниманием факт наличия у Гарри крестного? Даже если она полагает, что погибнет вместе с мужем и Сириусом, в посланиях это никак не отражается. А ведь Сириус в этой комбинации является ключевым звеном: представьте себе, что бы случилось, останься Блэк на свободе. Гарри бы абсолютно точно относился к Снейпу задолго до знакомства с неприязнью, а после получения письма – и у ребенка травма, и Сириус в шоке. Реакция крестного непредсказуема. Если Лили полагала, что Сириус окажется способен отказаться от крестника (учитывая его взаимоотношения со Снейпом и преданность Джеймсу), то вполне могла рассматривать два варианта:
1) Письмо приходит Сириусу сразу после гибели Поттеров. Уж если отказываться от ребенка – так сразу, не калеча ему жизнь потом.
2) Письмо приходит Сириусу через несколько лет, когда он уже привязался к мальчику и есть надежда, что любовь к ребенку пересилит ненависть к Снейпу. Тогда взрослый сможет внятно объяснить Гарри происходящие с ним изменения и помочь. Это – подчеркиваю – с условием изменений внешности у Гарри, иначе нет никакого смысла раскрывать свой адюльтер, который будет рассматриваться не иначе, как предательство. Правда, Лили может и схитрить, обвинив Снейпа в изнасиловании, а себя в неспособности и признаться в «позоре», и убить ребенка. Но тогда встает ребром вопрос о нравственном облике самой Лили, учитывая, что в стандартных северитусах все происходит по взаимному согласию.
Некоторые авторы обходят и эти подводные камни, подводя дополнительный обоснуй: Лили зачаровывает письмо только на случай своей гибели, при этом она вполне доверяет Северусу, поэтому считает его способным нести тяжкое бремя родителя. Все выглядит вполне логично, однако дальше обоснуй натыкается на второй штамп, который на корню рушит логику Лили: возраст получения письма. О нем ниже.
Еще интереснее происходит, когда Гарри узнает о своем настоящем отце благодаря случайности. Лидирует медицина: Помфри или берет анализ крови, или выявляет у мальчика специфическое заболевание, передающееся по наследству. Реже Гарри демонстрирует не менее специфические таланты, и совсем в единичных случаях – в ход вступает некий артефакт. Тем не менее, мне встречались северитусы (к сожалению, низкоуровневые и недописанные, а потому давно удаленные из сети), в которых авторы пытались добавить сюжету детективную составляющую: в день рождения у Гарри резко меняется внешность, но он не может определить, на кого похож, или внешность меняется постепенно, что в какой-то момент замечается персонажами и идут попытки выяснить причину этого явления. Несмотря на оригинальность подобных сюжетов, ни один из них не был доведен до конца, хотя, безусловно, потенциально являлся жанрообразующим.
Штамп второйШтамп второй: возраст Гарри
Лили зачаровывает письмо так, чтобы оно попало к сыну, когда тому будет или пятнадцать, или шестнадцать лет. Если опираться на обоснованный вариант «письмо post mortem», то сразу же возникают следующие вопросы:
- Почему Лили накладывает чары до пятнадцати лет? Никто из авторов этого так и не обосновал, хотя самое банальное объяснение лежит на поверхности – половое созревание. Можно придумать и другое, но придумать, иначе от такого решения Лили за километр веет авторским произволом.
- Почему Лили предупреждает Гарри о наличии отца именно тогда? Да, в случае с изменениями внешности это объясняется необходимостью разъяснить Гарри происходящее, но! Не лучше ли прислать письмо на одиннадцатилетние Гарри – он поступает в Хогвартс, у него больше шансов отыскать Снейпа и привыкнуть к мысли о том, что через пару лет изменится внешность? Кроме того, в этом возрасте Гарри с большей вероятностью отнесется к такой информации более спокойно, нежели в буйный подростковый период.
Безусловно, для автора такой ход удобен тем, что он автоматически получает возможность писать персонажа с более-менее устоявшимися жизненными принципами и знаниями, преодолевать разногласия Снейпа и Гарри и дать им возможность наругаться и помириться.
Намного реже, но встречаются северитусы, в которых Гарри уже перед поступлением в Хогвартс знает, кто его отец. За этим следует распределение на Слизерин и естественные попытки ребенка привлечь к себе внимание взрослого. Ход однозначно хорош тем, что взаимоотношения персонажей еще ничем не омрачены, а значит, простор для маневра имеется. Однако этот же ход плох необходимостью или писать небольшой фанфик – до момента признания Снейпом сына, или переписывать заново весь канон с поправками на северитус. Это же касается работ, когда Гарри с рождения (или после гибели Поттеров) воспитывается Снейпом.
Штамп третийШтамп третий: внешность Гарри
Варианта три: резко меняется, меняется постепенно и не меняется вообще. Рассмотрим каждый в отдельности.
Внешность остается прежней – отличный ход для конспирологического сюжета. Гарри всеми силами скрывает свое открытие и ему это удается до поры, до времени. Хорош тем, что оставляет значительное поле для маневра: уже на совести персонажа, говорить Снейпу правду или молчать до конца, и, в зависимости от выстраиваемых отношений, это удается сделать почти всегда. Сближение начинает происходить не по необходимости, а по сознательному решению Гарри (в иных случаях, авторы сталкивают персонажей насильно, ставя перед ними задачу, решить которую может только признание родства). Кроме того это позволяет сохранить относительно каноничный облик самого Гарри, в то время как с изменениями внешности у него начинает меняться и характер.
Внешность меняется постепенно – наверное, самый острый по накалу страстей поворот сюжета. Здесь приходится задействовать все литературные приемы, доступные фанфикшену. Это и вынужденное сближение Гарри со Снейпом, и взаимоотношения Гарри с друзьями и близкими, и реакция на это окружающих, причем, вовлечен в процесс весь магический мир без исключения. Это и юридические законы наследования, и социальные проблемы вроде отношения к Пожирателям, и, хоть авторы это обходят стороной, разрушение легенды о Поттерах. Почему-то забывают, что даже по канону семейство Поттеров было на слуху и, разумеется, обросло своими деталями, соответствующими образу светлых борцов за справедливость. Об этом говорят постоянно: Лили умница, красавица, добрейшей души женщина, храбрая и верная. Джеймс – веселый, мужественный, отважный, всеобщий любимец. Разумеется, они любили друг друга, и мысли не допускали сходить налево – это естественное стремление людей обелить и идеализировать своих героев. По канону даже Рита Скитер не поднимала на них свое перо, хотя с легкостью препарировала Альбуса Дамблдора и самого Гарри, но на его родителей не покусилась ни разу. По моему мнению, это говорит о степени уважения к чете Поттеров в обществе, несмотря на то, что их славу затмила слава сына. Но когда всплывает история о Сириусе Блэке, никто не заикается о том, что Джеймс Поттер мог бы друзей и получше выбирать, нет, Джеймс предстает абсолютной и безусловной жертвой собственного доверия, которое не порицается.
На фоне этой атмосферы острота сюжетного хода с постепенным изменением внешности только усиливается. На глазах общественности происходит трансформация Гарри Поттера, отвертеться от этого и скрыться под другим именем (как в случае с резким изменением) уже невозможно. И однажды наступает момент, когда с Гарри и Северуса требуют ответ. В первую очередь за то, что была разрушена светлая легенда о верной жене и любящей матери. Это что же, мать Героя отдалась грязному Пожирателю?! Не может быть, он ее изнасиловал! То есть, как это, не насиловал?.. Ах, она добровольно?!!
Тень автоматически падет и на самого Гарри. Джеймс же будет выглядеть снова абсолютной жертвой.
Это же касается отношений с друзьями и близкими. В редких случаях Рон и Гермиона спокойно принимают изменения Гарри, куда чаще – воспринимают в штыки. Особенно часто это происходит в случаях, когда Гарри пытается объяснить, что никакого изнасилования не было, и он получился по обоюдному согласию биологических родителей. В подавляющем большинстве фанфиков Рон крайне негативно относится к таким заявлениям, считая, что друга обманули, и дальнейшая линия его поведения плавно скатывается в обычный «уизлигад». Еще сильнее (этот сюжетный ход по воздействию на персонажей можно спокойно относить в разряд тяжелой артиллерии) он реагирует, если Гарри пытается как-то наладить отношения со Снейпом.
Таким образом, автоматически обеспечивается противостояние с широкой общественностью, друзьями, врагами и всеми ключевыми персонажами одновременно. И вот тут можно двигать пешки так, как угодно автору, поле возможностей широчайшее.
Банального психологизма добавляет и сама постепенность процесса – можно проследить разницу восприятия Гарри самого себя. Сначала – мучительное выискивание малейших изменений, потом отказ смотреть в зеркало вообще, потом, с принятием ситуации, и уже вдумчивое изучение собственной внешности. При различном развитии сюжета последовательность и эмоциональная окраска этого меняется: если взаимоотношения со Снейпом к тому времени значительно потеплели, Гарри может и скрыто наслаждаться процессом. Хотя обычно авторы прописывают обоснованный страх, неприязнь и нервозность.
К изменениям внешности зачастую прибавляют и изменение характера. Как ни странно, это тоже обосновано: характер суть следствие особенностей нервной системы, изменяется организм – изменяется и он. Разумеется, не радикально, потому как характер состоит из незыблемого костяка и приобретенных черт. Медлительного рассудительного увальня нельзя перековать во вспыльчивого импульсивного задиру, в этом случае получится скорее нечто среднее арифметическое. Увалень, даже обзаведясь вспыльчивостью, все равно будет ориентироваться на свои привычные реакции и найдет способ обуздать новый характер.
В разрезе фанфикшена изменение характера часто приобретает фатальный и необратимый процесс, вплоть до скатывания в откровенный ООС. И Гарри становится таким, каким, по мнению автора, должен быть «нормальный» персонаж – хладнокровный, обязательно ехидный, вдвойне обязательно «темный». Переоценка ценностей дается крайне поверхностно, часто обходятся шаблонными вставками, из-за чего создается впечатление, что Гарри буквально на ровном месте сделал разворот на сто восемьдесят. Однако такой сюжетный ход позволяет избавиться от неприглядных черт каноничного Гарри Поттера, сменить ему круг общения, в терминальных случаях – еще и факультет.
Внезапная смена внешности – как сюжетный ход хорош тогда, когда надо заставить героя начать жизнь заново, но не прибегая к перемещениям во времени и переселению душ. Неузнанный, Гарри смотрит со стороны на всех, с кем общался, и делает неожиданные выводы. У него появляется возможность сбежать из-под клейма Избранного, влияния Дамблдора, заново перераспределиться в Хогвартс и тому подобное.
Дальнейшее развитие событий отталкивается от похожести Гарри на его биологического отца. Если похож очень сильно, то обычно ему ничего другого не остается, кроме как идти на поклон к самому Снейпу или к Малфоям. Если же нет, то тут простор действий намного шире, вплоть до принятия фамилии Блэк. Обычно авторы решают, что северитус надо форсировать с места в карьер, поэтому Гарри на отца очень и очень похож, вплоть до изменения характера. Значительную фору во времени дает изменение внешности в день рождения персонажа, что позволяет избежать разборок с друзьями непосредственно в тот же момент и уходить в шпионско-детективную линию развития сюжета.
Плюсы такого хода очевидны: это шоковая терапия, заставляющая персонажа принимать решения сразу и быстро. В минусы можно со всей уверенностью записать ограниченные возможности автора, вынужденного следовать достаточно шаблонно. Именно поэтому фанфиков такого рода весьма и весьма мало, хотя, при ближайшем рассмотрении, у них есть потенциал.
Штамп четвертыйШтамп четвертый: темная магия
То, что в русскоязычном сегменте фандома темные волшебники небывало котируются, известно давно. Слизерин привлекает своей элитарностью (закрытое общество для избранных), аристократизмом, фанонной сплоченностью (синдром осажденной крепости) и, безусловно, силой. Темным магам доступны знания, о которых все прочие могут только мечтать, их окутывает флер тайны… И, чего греха таить, наиболее колоритные персонажи вышли как раз таки именно с этого факультета: Малфои, Беллатрикс Лестрейндж, Волдеморт, Снейп. Гриффиндорцы им в противовес выставляют только самого Гарри и Гермиону. Рон и Дамблдор прочно занимают нишу отрицательных персонажей, а остальные факультеты остаются вне фокуса авторского зрения, в который иногда попадает только Луна Лавгуд.
Разумеется, каждый второй северитус ориентирован на улучшение Гарри как персонажа по разумению автора. Бонусы поражают: автоматическое зачисление на Слизерин (в случае резкой смены внешности), автоматическая причастность к этому факультету (Гарри перестает быть светлым и вынужден, так или иначе, заниматься Темными Искусствами), и, чаще всего, сближение с Драко Малфоем. Комплектом. Плюсом идет обоснуй проснувшихся талантов Гарри в той или иной области, что тоже немаловажно – авторам часто лень прописывать, как персонаж дни и ночи долго корпит над учебниками, прежде чем достигает высот, а на наследственность легко спихнуть скорость изучения того или иного предмета.
Минусы: ничем не отличается от поджанра «темный Гарри».
Штамп пятыйШтамп пятый: взаимоотношения со Снейпом
Обычно авторы пишут жестокую психологическую ломку Гарри, которая все-таки ведет к потеплению этих самых отношений. И Гарри, так или иначе, сам делает первые шаги, как минимум пытается узнать, почему так произошло. Стадии отрицания – переоценки – смирения повторяются из фанфика в фанфик, и напрямую зависят от способа выяснения родства. Если тайну раскрывает сама Лили, то реакция Гарри мягче, он пытается разглядеть в Снейпе положительные черты и лейтмотив «нашла же мама в нем что-то хорошее!» проходит красной нитью через все повествование. Если это происходит случайно (из-за анализа крови, выпитого зелья, родового артефакта), то сменить мнение персонажа об его биологическом отце намного труднее. Авторы не скупятся на выдумывание поводов столкнуть Гарри и Снейпа лицом к лицу, начиная от угрозы жизни, заканчивая некими проблемами, решить которые можно только сообща.
В крайне редких случаях никаких сдвигов в отношениях персонажей не происходит, они расходятся навсегда и без сожалений.
Что касается Снейпа, то в большинстве фанфиков он выступает в пассивной роли – узнает о своем отцовстве только от самого Гарри (или от Помфри, реже – Дамблдора), и действует крайне шаблонно. Или уходит в глухое игнорирование Гарри, или срывается на нем же, или очень неуклюже пытается поговорить, наладить отношения. В тех случаях, когда Снейп узнает об этом первым, то он всеми силами пытается скрыть это, и правда выходит наружу в критической ситуации – Гарри умирает или Гарри настолько выводит Снейпа из себя, что тот в запале сообщает ему истину. Как вариант: Снейп рассказывает все перед своей гибелью. Или не рассказывает вообще, тихо страдая и изводя себя вечным «а если бы…».
Несмотря на схожесть развития этой сюжетной линии во многих фанфиках, она наиболее вариабельна – не хотелось бы ударяться в необоснованный психологизм, но, как мне кажется, авторы старательно прописывают собственные переживания «отцов и детей», которые в каждой семье свои. Именно поэтому чаще всего северитус завершается хэппи эндом, хотя, безусловно, по литературному качеству такие фанфики заметно уступают своим более мрачным аналогам. Тем не менее, уже упомянутая «Магия крови» является приятным исключением.
Оценивать этот штамп не представляется возможным - в данном случае большую роль играет талант автора, насколько ему удастся выписать накал страстей и логично подвести персонажей к нужному итогу. Шаблоны поведения героев заданы, но они достаточно размыты и зависят от решения предыдущих штампов, которые, собственно, и задают тон повествованию.
ПослесловиеОграниченный набор штампов лучше всего прочего говорит о непопулярности жанра, который, откровенно говоря, и сам имеет небольшое поле возможностей для развития сюжета. По накалу страстей, психологизма и логичности его намного превосходит севвитус – в этом случае персонажи сближаются по собственному желанию, не имея для того столь существенного повода, как кровное родство. Северитус специфичен, он скорее удовлетворяет чувство собственничества – личный родитель по полному праву! – нежели решает какие-то глобальные проблемы канона. С ними-то как раз легко управляется севвитус. Тем не менее, это никак не отменяет ценности поджанра: в частности, именно в нем хорошо реализуется посыл заставить Гарри жить с чистого листа, заново выстраивать отношения с окружающими людьми, и, разумеется, заново принять самого себя.
Я люблю и севвитусы, и северитусы за то, что эти жанры в чистом виде – джен. Джен, в котором никак не обойтись без психологизма, в котором проявляется человечность, и который хорошо читать по вечерам за чашкой с чаем. Это жанры, которых меньше всего коснулся дамбигад. И, в конце концов, это чуть ли не единственные фанфики про семью без малейшей примеси эротики! Несмотря на свою ограниченность, северитус еще не выработал заложенный в него ресурс прочности и модернизации, и, хочется надеяться, что найдутся для него и достойные авторы, и благодарные читатели.
Засим мне остается только откланяться и искренне пожелать удачи тем, кто возьмется писать в этом жанре. Он требователен к авторскому мастерству, но и окупается сполна. Но, как говорится, творите и дерзайте, и все будет хорошо.
НЯЯЯЯЯЯЯ!
***
ПредисловиеЖанр северитуса в нашем фандоме непопулярен. Хотя по закоулкам форумов то там, то здесь мелькают воспоминания старожилов о золотом веке северитуса лет шесть-семь назад, сейчас он отошел в тень. Да и в те годы из фейерверка фанфиков на эту тему единственной и признаваемой всеми за эталон работой является переводной макси «Магия крови» - все остальные не дотягивают ни по уровню исполнения, ни по логике развития сюжета.
Тем не менее, реквием северитусу петь еще рано. Жива и здравствует группа вконтакте, то там, то здесь появляются новые фанфики – хотя былого накала страстей вокруг них уже не видать, да и новизны сюжетных ходов ждать не приходится, но в фандоме северитус свою нишу занял прочно. Его относительная популярность зиждется на незакрытых гельштатах поттероманов:
- Поклонники Снейпа обижены на Лили, которая сделала выбор в пользу Джеймса Поттера
- Поклонникам Гарри не дает покоя его канонный образ, трактуемый многими как образ простачка и дурачка. Обычно это исправляется путем изменения характера персонажа или распределением его на другой факультет, чаще Слизерин, но вариант с изменением родства тоже приемлем
- Ненавистники Джеймса Поттера считают отличной местью наставить ему рога
- Любители острых ощущений, видя в канонных отношениях персонажей летящие искры, просто смакуют всевозможные варианты дальнейшего разрешения этих отношений, которых по канону не было.
Особенно, конечно, тут важен последний пункт. Гибель Снейпа оборвала развитие конфликта с Гарри буквально на апогее, оставляя у читателя чувство потерянности, растерянности и некой обиды: ни доругаться, ни объясниться, ни извиниться. Трагичный образ Снейпа как персонажа только обостряет эти переживания, в итоге не одно поколение авторов стремится примирить его с Гарри тем или иным способом, в основном, конечно, через слеш.
Безусловно, слеш и севвитус дают больше маневра для сюжета, тогда как северитус строится по устоявшимся негласным правилам, преодолеть которые часто весьма затруднительно. Их эталонно воплотил фик «Магия крови», хотя, разумеется, далеко не все. Мне, как прожженному северитуснику, обидно смотреть на это, поэтому кроме банального рассмотрения штампов северитуса я попробую дать оценку этим штампам с точки зрения обоснуя для фанфика – увы, большего для любимого жанра я сделать оказалась не в силах. Не хватает таланта написать по-настоящему достойную работу, которая б встала на один уровень с «Магией крови» и дала толчок развитию северитуса дальше, автор я весьма посредственный, и единственное, чем могу действительно гордиться, так это аналитическими способностями чуть выше среднего. Их и задействую.
Следует напомнить, что я не претендую на истину в последней инстанции, поэтому все претензии принимаются с распростертыми объятиями.
Штамп первыйШтамп первый: способ раскрытия тайны родства
Как Гарри должен узнать, что его отец не Джеймс Поттер? В подавляющем количестве северитусов авторы изящно обходят эту проблему, засылая в будущее письмо Лили Поттер. Иногда фигурирует дневник, но суть от этого не изменяется: Лили, чувствуя вину за измену, пишет сыну послание, в котором объясняет ситуацию. Письмо зачаровано так, что оказывается у Гарри на его 15-16-летие, и именно с этого момента начинается история.
Способ хорош своей простотой: автор послания вызывает доверие, он абсолютно точный источник информации и к его словам Гарри однозначно прислушается. Кроме того, помимо Лили о ее маленькой тайне никто не может знать, и если бы не письмо, Гарри так бы и остался в блаженном неведении, а северитуса б не получилось.
Однако авторы часто забывают, что письмо в будущее – это отчаянный шаг, на который Лили могла решиться только в том случае, если знала, что погибнет. Однако в большинстве посланий нет ощущения предчувствия скорой смерти, Лили упирает на чувство вины и неспособность сказать сыну в лицо, кто же его отец на самом деле. Встают закономерные вопросы:
- Если Лили не знает, что погибнет, нет даже предчувствия, то почему она вообще решает так поступить? С ее точки зрения через пятнадцать лет она будет жива и здорова, а к тому времени набраться храбрости вполне возможно. Учитывая, что Поттеры укрывались за Фиделиусом – мнение оправдано, ведь о предательстве Петтигрю никому неизвестно.
- Если отдельно не оговорено, что внешность Гарри начнет изменяться, зачем вообще говорить ему правду? Лили известно, что Снейп – Пожиратель, так не лучше ли оставить ребенка в счастливом неведении и не портить ему жизнь тяжелым знанием об отце-убийце?
- Почему Лили старательно обходит вниманием факт наличия у Гарри крестного? Даже если она полагает, что погибнет вместе с мужем и Сириусом, в посланиях это никак не отражается. А ведь Сириус в этой комбинации является ключевым звеном: представьте себе, что бы случилось, останься Блэк на свободе. Гарри бы абсолютно точно относился к Снейпу задолго до знакомства с неприязнью, а после получения письма – и у ребенка травма, и Сириус в шоке. Реакция крестного непредсказуема. Если Лили полагала, что Сириус окажется способен отказаться от крестника (учитывая его взаимоотношения со Снейпом и преданность Джеймсу), то вполне могла рассматривать два варианта:
1) Письмо приходит Сириусу сразу после гибели Поттеров. Уж если отказываться от ребенка – так сразу, не калеча ему жизнь потом.
2) Письмо приходит Сириусу через несколько лет, когда он уже привязался к мальчику и есть надежда, что любовь к ребенку пересилит ненависть к Снейпу. Тогда взрослый сможет внятно объяснить Гарри происходящие с ним изменения и помочь. Это – подчеркиваю – с условием изменений внешности у Гарри, иначе нет никакого смысла раскрывать свой адюльтер, который будет рассматриваться не иначе, как предательство. Правда, Лили может и схитрить, обвинив Снейпа в изнасиловании, а себя в неспособности и признаться в «позоре», и убить ребенка. Но тогда встает ребром вопрос о нравственном облике самой Лили, учитывая, что в стандартных северитусах все происходит по взаимному согласию.
Некоторые авторы обходят и эти подводные камни, подводя дополнительный обоснуй: Лили зачаровывает письмо только на случай своей гибели, при этом она вполне доверяет Северусу, поэтому считает его способным нести тяжкое бремя родителя. Все выглядит вполне логично, однако дальше обоснуй натыкается на второй штамп, который на корню рушит логику Лили: возраст получения письма. О нем ниже.
Еще интереснее происходит, когда Гарри узнает о своем настоящем отце благодаря случайности. Лидирует медицина: Помфри или берет анализ крови, или выявляет у мальчика специфическое заболевание, передающееся по наследству. Реже Гарри демонстрирует не менее специфические таланты, и совсем в единичных случаях – в ход вступает некий артефакт. Тем не менее, мне встречались северитусы (к сожалению, низкоуровневые и недописанные, а потому давно удаленные из сети), в которых авторы пытались добавить сюжету детективную составляющую: в день рождения у Гарри резко меняется внешность, но он не может определить, на кого похож, или внешность меняется постепенно, что в какой-то момент замечается персонажами и идут попытки выяснить причину этого явления. Несмотря на оригинальность подобных сюжетов, ни один из них не был доведен до конца, хотя, безусловно, потенциально являлся жанрообразующим.
Штамп второйШтамп второй: возраст Гарри
Лили зачаровывает письмо так, чтобы оно попало к сыну, когда тому будет или пятнадцать, или шестнадцать лет. Если опираться на обоснованный вариант «письмо post mortem», то сразу же возникают следующие вопросы:
- Почему Лили накладывает чары до пятнадцати лет? Никто из авторов этого так и не обосновал, хотя самое банальное объяснение лежит на поверхности – половое созревание. Можно придумать и другое, но придумать, иначе от такого решения Лили за километр веет авторским произволом.
- Почему Лили предупреждает Гарри о наличии отца именно тогда? Да, в случае с изменениями внешности это объясняется необходимостью разъяснить Гарри происходящее, но! Не лучше ли прислать письмо на одиннадцатилетние Гарри – он поступает в Хогвартс, у него больше шансов отыскать Снейпа и привыкнуть к мысли о том, что через пару лет изменится внешность? Кроме того, в этом возрасте Гарри с большей вероятностью отнесется к такой информации более спокойно, нежели в буйный подростковый период.
Безусловно, для автора такой ход удобен тем, что он автоматически получает возможность писать персонажа с более-менее устоявшимися жизненными принципами и знаниями, преодолевать разногласия Снейпа и Гарри и дать им возможность наругаться и помириться.
Намного реже, но встречаются северитусы, в которых Гарри уже перед поступлением в Хогвартс знает, кто его отец. За этим следует распределение на Слизерин и естественные попытки ребенка привлечь к себе внимание взрослого. Ход однозначно хорош тем, что взаимоотношения персонажей еще ничем не омрачены, а значит, простор для маневра имеется. Однако этот же ход плох необходимостью или писать небольшой фанфик – до момента признания Снейпом сына, или переписывать заново весь канон с поправками на северитус. Это же касается работ, когда Гарри с рождения (или после гибели Поттеров) воспитывается Снейпом.
Штамп третийШтамп третий: внешность Гарри
Варианта три: резко меняется, меняется постепенно и не меняется вообще. Рассмотрим каждый в отдельности.
Внешность остается прежней – отличный ход для конспирологического сюжета. Гарри всеми силами скрывает свое открытие и ему это удается до поры, до времени. Хорош тем, что оставляет значительное поле для маневра: уже на совести персонажа, говорить Снейпу правду или молчать до конца, и, в зависимости от выстраиваемых отношений, это удается сделать почти всегда. Сближение начинает происходить не по необходимости, а по сознательному решению Гарри (в иных случаях, авторы сталкивают персонажей насильно, ставя перед ними задачу, решить которую может только признание родства). Кроме того это позволяет сохранить относительно каноничный облик самого Гарри, в то время как с изменениями внешности у него начинает меняться и характер.
Внешность меняется постепенно – наверное, самый острый по накалу страстей поворот сюжета. Здесь приходится задействовать все литературные приемы, доступные фанфикшену. Это и вынужденное сближение Гарри со Снейпом, и взаимоотношения Гарри с друзьями и близкими, и реакция на это окружающих, причем, вовлечен в процесс весь магический мир без исключения. Это и юридические законы наследования, и социальные проблемы вроде отношения к Пожирателям, и, хоть авторы это обходят стороной, разрушение легенды о Поттерах. Почему-то забывают, что даже по канону семейство Поттеров было на слуху и, разумеется, обросло своими деталями, соответствующими образу светлых борцов за справедливость. Об этом говорят постоянно: Лили умница, красавица, добрейшей души женщина, храбрая и верная. Джеймс – веселый, мужественный, отважный, всеобщий любимец. Разумеется, они любили друг друга, и мысли не допускали сходить налево – это естественное стремление людей обелить и идеализировать своих героев. По канону даже Рита Скитер не поднимала на них свое перо, хотя с легкостью препарировала Альбуса Дамблдора и самого Гарри, но на его родителей не покусилась ни разу. По моему мнению, это говорит о степени уважения к чете Поттеров в обществе, несмотря на то, что их славу затмила слава сына. Но когда всплывает история о Сириусе Блэке, никто не заикается о том, что Джеймс Поттер мог бы друзей и получше выбирать, нет, Джеймс предстает абсолютной и безусловной жертвой собственного доверия, которое не порицается.
На фоне этой атмосферы острота сюжетного хода с постепенным изменением внешности только усиливается. На глазах общественности происходит трансформация Гарри Поттера, отвертеться от этого и скрыться под другим именем (как в случае с резким изменением) уже невозможно. И однажды наступает момент, когда с Гарри и Северуса требуют ответ. В первую очередь за то, что была разрушена светлая легенда о верной жене и любящей матери. Это что же, мать Героя отдалась грязному Пожирателю?! Не может быть, он ее изнасиловал! То есть, как это, не насиловал?.. Ах, она добровольно?!!
Тень автоматически падет и на самого Гарри. Джеймс же будет выглядеть снова абсолютной жертвой.
Это же касается отношений с друзьями и близкими. В редких случаях Рон и Гермиона спокойно принимают изменения Гарри, куда чаще – воспринимают в штыки. Особенно часто это происходит в случаях, когда Гарри пытается объяснить, что никакого изнасилования не было, и он получился по обоюдному согласию биологических родителей. В подавляющем большинстве фанфиков Рон крайне негативно относится к таким заявлениям, считая, что друга обманули, и дальнейшая линия его поведения плавно скатывается в обычный «уизлигад». Еще сильнее (этот сюжетный ход по воздействию на персонажей можно спокойно относить в разряд тяжелой артиллерии) он реагирует, если Гарри пытается как-то наладить отношения со Снейпом.
Таким образом, автоматически обеспечивается противостояние с широкой общественностью, друзьями, врагами и всеми ключевыми персонажами одновременно. И вот тут можно двигать пешки так, как угодно автору, поле возможностей широчайшее.
Банального психологизма добавляет и сама постепенность процесса – можно проследить разницу восприятия Гарри самого себя. Сначала – мучительное выискивание малейших изменений, потом отказ смотреть в зеркало вообще, потом, с принятием ситуации, и уже вдумчивое изучение собственной внешности. При различном развитии сюжета последовательность и эмоциональная окраска этого меняется: если взаимоотношения со Снейпом к тому времени значительно потеплели, Гарри может и скрыто наслаждаться процессом. Хотя обычно авторы прописывают обоснованный страх, неприязнь и нервозность.
К изменениям внешности зачастую прибавляют и изменение характера. Как ни странно, это тоже обосновано: характер суть следствие особенностей нервной системы, изменяется организм – изменяется и он. Разумеется, не радикально, потому как характер состоит из незыблемого костяка и приобретенных черт. Медлительного рассудительного увальня нельзя перековать во вспыльчивого импульсивного задиру, в этом случае получится скорее нечто среднее арифметическое. Увалень, даже обзаведясь вспыльчивостью, все равно будет ориентироваться на свои привычные реакции и найдет способ обуздать новый характер.
В разрезе фанфикшена изменение характера часто приобретает фатальный и необратимый процесс, вплоть до скатывания в откровенный ООС. И Гарри становится таким, каким, по мнению автора, должен быть «нормальный» персонаж – хладнокровный, обязательно ехидный, вдвойне обязательно «темный». Переоценка ценностей дается крайне поверхностно, часто обходятся шаблонными вставками, из-за чего создается впечатление, что Гарри буквально на ровном месте сделал разворот на сто восемьдесят. Однако такой сюжетный ход позволяет избавиться от неприглядных черт каноничного Гарри Поттера, сменить ему круг общения, в терминальных случаях – еще и факультет.
Внезапная смена внешности – как сюжетный ход хорош тогда, когда надо заставить героя начать жизнь заново, но не прибегая к перемещениям во времени и переселению душ. Неузнанный, Гарри смотрит со стороны на всех, с кем общался, и делает неожиданные выводы. У него появляется возможность сбежать из-под клейма Избранного, влияния Дамблдора, заново перераспределиться в Хогвартс и тому подобное.
Дальнейшее развитие событий отталкивается от похожести Гарри на его биологического отца. Если похож очень сильно, то обычно ему ничего другого не остается, кроме как идти на поклон к самому Снейпу или к Малфоям. Если же нет, то тут простор действий намного шире, вплоть до принятия фамилии Блэк. Обычно авторы решают, что северитус надо форсировать с места в карьер, поэтому Гарри на отца очень и очень похож, вплоть до изменения характера. Значительную фору во времени дает изменение внешности в день рождения персонажа, что позволяет избежать разборок с друзьями непосредственно в тот же момент и уходить в шпионско-детективную линию развития сюжета.
Плюсы такого хода очевидны: это шоковая терапия, заставляющая персонажа принимать решения сразу и быстро. В минусы можно со всей уверенностью записать ограниченные возможности автора, вынужденного следовать достаточно шаблонно. Именно поэтому фанфиков такого рода весьма и весьма мало, хотя, при ближайшем рассмотрении, у них есть потенциал.
Штамп четвертыйШтамп четвертый: темная магия
То, что в русскоязычном сегменте фандома темные волшебники небывало котируются, известно давно. Слизерин привлекает своей элитарностью (закрытое общество для избранных), аристократизмом, фанонной сплоченностью (синдром осажденной крепости) и, безусловно, силой. Темным магам доступны знания, о которых все прочие могут только мечтать, их окутывает флер тайны… И, чего греха таить, наиболее колоритные персонажи вышли как раз таки именно с этого факультета: Малфои, Беллатрикс Лестрейндж, Волдеморт, Снейп. Гриффиндорцы им в противовес выставляют только самого Гарри и Гермиону. Рон и Дамблдор прочно занимают нишу отрицательных персонажей, а остальные факультеты остаются вне фокуса авторского зрения, в который иногда попадает только Луна Лавгуд.
Разумеется, каждый второй северитус ориентирован на улучшение Гарри как персонажа по разумению автора. Бонусы поражают: автоматическое зачисление на Слизерин (в случае резкой смены внешности), автоматическая причастность к этому факультету (Гарри перестает быть светлым и вынужден, так или иначе, заниматься Темными Искусствами), и, чаще всего, сближение с Драко Малфоем. Комплектом. Плюсом идет обоснуй проснувшихся талантов Гарри в той или иной области, что тоже немаловажно – авторам часто лень прописывать, как персонаж дни и ночи долго корпит над учебниками, прежде чем достигает высот, а на наследственность легко спихнуть скорость изучения того или иного предмета.
Минусы: ничем не отличается от поджанра «темный Гарри».
Штамп пятыйШтамп пятый: взаимоотношения со Снейпом
Обычно авторы пишут жестокую психологическую ломку Гарри, которая все-таки ведет к потеплению этих самых отношений. И Гарри, так или иначе, сам делает первые шаги, как минимум пытается узнать, почему так произошло. Стадии отрицания – переоценки – смирения повторяются из фанфика в фанфик, и напрямую зависят от способа выяснения родства. Если тайну раскрывает сама Лили, то реакция Гарри мягче, он пытается разглядеть в Снейпе положительные черты и лейтмотив «нашла же мама в нем что-то хорошее!» проходит красной нитью через все повествование. Если это происходит случайно (из-за анализа крови, выпитого зелья, родового артефакта), то сменить мнение персонажа об его биологическом отце намного труднее. Авторы не скупятся на выдумывание поводов столкнуть Гарри и Снейпа лицом к лицу, начиная от угрозы жизни, заканчивая некими проблемами, решить которые можно только сообща.
В крайне редких случаях никаких сдвигов в отношениях персонажей не происходит, они расходятся навсегда и без сожалений.
Что касается Снейпа, то в большинстве фанфиков он выступает в пассивной роли – узнает о своем отцовстве только от самого Гарри (или от Помфри, реже – Дамблдора), и действует крайне шаблонно. Или уходит в глухое игнорирование Гарри, или срывается на нем же, или очень неуклюже пытается поговорить, наладить отношения. В тех случаях, когда Снейп узнает об этом первым, то он всеми силами пытается скрыть это, и правда выходит наружу в критической ситуации – Гарри умирает или Гарри настолько выводит Снейпа из себя, что тот в запале сообщает ему истину. Как вариант: Снейп рассказывает все перед своей гибелью. Или не рассказывает вообще, тихо страдая и изводя себя вечным «а если бы…».
Несмотря на схожесть развития этой сюжетной линии во многих фанфиках, она наиболее вариабельна – не хотелось бы ударяться в необоснованный психологизм, но, как мне кажется, авторы старательно прописывают собственные переживания «отцов и детей», которые в каждой семье свои. Именно поэтому чаще всего северитус завершается хэппи эндом, хотя, безусловно, по литературному качеству такие фанфики заметно уступают своим более мрачным аналогам. Тем не менее, уже упомянутая «Магия крови» является приятным исключением.
Оценивать этот штамп не представляется возможным - в данном случае большую роль играет талант автора, насколько ему удастся выписать накал страстей и логично подвести персонажей к нужному итогу. Шаблоны поведения героев заданы, но они достаточно размыты и зависят от решения предыдущих штампов, которые, собственно, и задают тон повествованию.
ПослесловиеОграниченный набор штампов лучше всего прочего говорит о непопулярности жанра, который, откровенно говоря, и сам имеет небольшое поле возможностей для развития сюжета. По накалу страстей, психологизма и логичности его намного превосходит севвитус – в этом случае персонажи сближаются по собственному желанию, не имея для того столь существенного повода, как кровное родство. Северитус специфичен, он скорее удовлетворяет чувство собственничества – личный родитель по полному праву! – нежели решает какие-то глобальные проблемы канона. С ними-то как раз легко управляется севвитус. Тем не менее, это никак не отменяет ценности поджанра: в частности, именно в нем хорошо реализуется посыл заставить Гарри жить с чистого листа, заново выстраивать отношения с окружающими людьми, и, разумеется, заново принять самого себя.
Я люблю и севвитусы, и северитусы за то, что эти жанры в чистом виде – джен. Джен, в котором никак не обойтись без психологизма, в котором проявляется человечность, и который хорошо читать по вечерам за чашкой с чаем. Это жанры, которых меньше всего коснулся дамбигад. И, в конце концов, это чуть ли не единственные фанфики про семью без малейшей примеси эротики! Несмотря на свою ограниченность, северитус еще не выработал заложенный в него ресурс прочности и модернизации, и, хочется надеяться, что найдутся для него и достойные авторы, и благодарные читатели.
Засим мне остается только откланяться и искренне пожелать удачи тем, кто возьмется писать в этом жанре. Он требователен к авторскому мастерству, но и окупается сполна. Но, как говорится, творите и дерзайте, и все будет хорошо.
НЯЯЯЯЯЯЯ!
Ого, вот это было бы интересным почитать (ни разу не встречала)
Надо будет поискать: сюжет для меня необычен
Посетите также мою страничку
nvspwiki.hnue.edu.vn/index.php?title=Ten_%D0%9A... в каких странах можно открыть банковский счет россиянину
33490-+